БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Многоканальная бесплатная горячая линия

Москва и МО +7 (499) 110-35-21
С-Петербург и ЛО +7 (812) 334-11-75
Бесплатный звонок по России

Развитие международного права после лиги наций

развитие международного права после лиги наций

Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Отрицательное влияние на эффективность деятельности Лиги оказывало отсутствие среди ее членов ряда больших государств. Соединенные Штаты, которые были среди инициаторов создания Лиги наций, не стали ее членом. Усиления влияния изоляционистов, которые требовали, чтобы США не втягивались в европейские дела, не связывали себе руки обязательствами Устава Лиги, явилось причиной того, что Версальский мирный договор, частью которого были положения о создание Лиги наций, не был ратифицирован американским конгрессом. Участие СССР в работе Лиги оказалось недолговременным. Он был принят в 1934 г.

Данный принцип красной нитью проходит и по всему тексту Статута Лиги Наций. Так, члены Лиги соглашались передавать любые споры, которые могли повлечь за собой разрыв, на рассмотрение Совета, либо подвергнуть их третейскому разбирательству, не прибегая при этом к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета (ст.12). В статье 13 содержался перечень споров, подлежавших обязательному третейскому разрешению, а также указывалось на свободу сторон в выборе судебной инстанции.


В случае невыполнения судебного решения, должны были применяться санкции.

В соответствии со статьей 14 Статута Лиги, Постоянна палата международного правосудия была вправе давать консультативные заключения по всем вопросам, внесенным в нее Ассамблеей и Советом.

Однозначного ответа на вопрос об обязательности для сторон спора таких заключений не содержалось ни в Статуте Лиги, ни в Статуте Палаты.[541]

Говоря о посредничестве Совета, отметим, что оно имело двойственное значение. Так, если доклад принимался единогласно (за исключением голосов спорящих сторон), он имел обязательную силу и при невыполнении его условий, до истечения трехмесячного срока, могли применяться санкции.

Развитие международного права после лиги наций

Статута с учетом имевшихся в его тексте коллизий для выявления влияния данного документа на развитие международного права.

Рассмотреть деятельность Лиги Наций в решении вопросов сокращения вооружений, создания системы коллективной безопасности, в осуществлении сотрудничества государств в неполитической сфере, а также в управлении подмандатными территориями, с целью оценить ее соответствие провозглашенным в Статуте принципами и задачам.

Проанализировать правоприменительную практику Постоянной палаты международного правосудия для определения ее роли в развитии основополагающих принципов международного права.

Исследовать влияние закрепленных в Статуте идей на последующее развитие основополагающих принципов международного права.

Проанализировать положения Статута Лиги Наций и Устава ООН, с целью определения тех общих закономерностей, которые указывают на сходство ряда идей, лежавших в основе этих документов.

Ввести в научный оборот обширный массив литературы и источников, связанных с деятельностью Лиги Наций, сделать научно обоснованные выводы, сформулировать практические рекомендации по повышению эффективности деятельности международных организаций.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды по теории международного права, а также по истории,

политологии и теории международных отношений.

Нортеджа, где на обширном документарном материале освещается история возникновения и деятельности Лиги Наций. Интересными также являются работы Т. Баглейя, К. фон Турегга и М. Шойерманна, С. Гудспида, Х. Фридмана, Н. Николаса, С.

Ринггенберг, Л. Нансен-Хейер и др.

Таким образом, говоря о степени научной разработанности темы исследования, можно констатировать наличие лишь общих или близких по своей направленности работ, затрагивающих в той или иной степени вопросы, поднимаемые в диссертации.

Четверикова, В.М. Шуршалова и др., рассматривающие такие аспекты деятельности Лиги Наций, как защита прав нацменьшинств, надзор за управляемыми территориями, решение экономических и гуманитарных задач, применение санкций и др.

К третьей группе источников можно отнести многочисленные публикации зарубежных ученых, изданные в период с 1920 по 1945 год, где были представлены не только исторические аспекты возникновения и деятельности Лиги Наций, но и проанализированы многие положения ее

1 См.: Илюхина Р.М. Лига Наций. 1919 – 1934 / Р.М. Илюхина. – М.: Наука, 1982. – 355 с.

Статута. Существенный интерес представляют подробные комментарии к Статуту и отдельным его статьям, предложенные Х.
Вебергом, Б. Вейнбергом, Й. Кунцом, Х. Лаутерпахтом, Х. Лешертом, Д. Миллером, Л. Оппенгеймом, Р. Редслобом, М. Рёттгером, О. Хойером, В. Шюкингом, С. Энгелем и др., в том числе и потому, что большинство из них достаточно трудно найти в России.
Также заслуживают внимания работы Дж. Баака, Р. Бейкера, В. Бёмерта, Л. Буржуа, Б. фон Бюлова, К. Депперта, Б. Дернбурга, Г. Эрлера, М. Эрцбергера, П. Фашилля, Дж. Фишер-Уильямса, Г.
Кона, Ф. Коренитча, Х. Крауса, А. Крузе, К. Райта, Х. Симонса, Дж. Стоуна, Б. Уильямса, Д. Шиндера, К. Штруппа и др.

4. Последней группой источников являются работы зарубежных авторов, изданные в послевоенные годы.
Здесь следует отметить монографии А. Пфайля и Ф.

Вниманиеattention
Здесь следует особо выделить работы Л.А. Алексидзе, К.А. Багиняна, Ю.Я. Баскина, К.А. Бекяшева, И.К. Блюнчли, Р.Л. Боброва, В.Э. Грабаря, В.Н Дурденевского, Г.П. Задорожного, Е.А.

Коровина, П.Е. Казанского, В.Н. Карташова, Ю.М. Колосова, Ф.И. Кожевникова, Э.С. Кривчиковой, Г.И. Курдюкова, И.И. Лукашука, Н.М. Минасяна, Н.В. Миронова, Т.Н. Нешатаевой, Н.Г. Нугаевой, Г.И.

Инфоinfo
Тункина, Д.И. Фельдмана, Л.Н. Шестакова Е.А. Шибаевой и др.

Для анализа отношений в исследуемой области особое значение имеют труды Л.П. Арской, Ю.Г. Барсегова, И.К. Городецкой, А.Н. Калядина, В. Котляра, А.П. Кузнецова, М.М. Беджауи, К.Б. Леонтьева, С.


Борисова, М.В. Бородько, С.В. Гузея, Д. Донского, Р.А. Каламкаряна, С.Б. Крылова, П.Е. Морозова, А.В. Орловского, А.И. Полторака, Н.Н. Полянского, В.В. Пустогарова, Э.А. Пушмина, И.В.
Рачкова, В.А. Романова, Ю.В. Самович, А.С. Смбатяна, В.Е. Улаховича, Н.А. Ушакова, И.З. Фархутдинова, В.Н. Федорова, Д.В. Хутабы, Г.В. Шармазанашвили и др., позволяющие более детально проанализировать отдельные аспекты деятельности Лиги Наций с точки зрения современного международного права.

Нормативно-правовую основу исследования составили

международные договоры и соглашения, в том числе мирные договоры, заключенные в результате Парижской мирной конференции, а также официальные документы и материалы, принятые в рамках Лиги Наций и ООН.

Германия вступила в Лигу в 1926 г. и оставила ее в 1935 г. , подав соответствующее заявление 1933 г. Итак , Лига наций не постоянная в самом деле универсальная организацией, В 1932 г. она насчитывала 60 членов . По разной причине ее оставили 16 держав. Главную роль в руководстве Лигой наций сыграли Англия и Франция.

Все это сужало возможности принятия взвешенных решений с учетом национальных интересов всех государств и интересов общей безопасности. Лига наций была призвана поддерживать статус-кво, который создался в результате первой мировой войны. Но Версальский мир был построен на больших разногласиях, несправедливостях, связанных с грабительским делением территорий и насильническим решением других принципиально важных вопросов.

Важноimportant
Лига оказалась неспособной подавить первые опасные костры войны, разрешимые фашистскими государствами. Вторая мировая война окончательно похоронила Лигу наций, хотя формально она просуществовала до 31 июля 1946 г. Крах Лиги наций серьезно подорвал идею коллективной безопасности.

Предпосылок для отрицательных оценок этой международной организации вполне достаточно.

Были в ее работе и достижения. Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить.

В его статьях нашли отражение принципы и нормы, являющиеся сегодня обязательными для всех участников международного общения и ставшие важным элементом политического мышления.

Тот факт, что только в Уставе ООН получили свое нормативное закрепление в полном объеме такие принципы как: 1) суверенное равенство государств; 2) невмешательство во внутренние дела государства;

3) неприменение силы или угрозы силой; 4) право наций на самоопределение объясняется тем, что в разработке Устава принимал

активное участие Советский Союз, предлагавший в свое время закрепить эти принципы, а также принцип разоружения и принцип равенства противоположных социальных систем в Статуте Лиги Наций.

Такое положение дел не позволило Лиге эффективно выполнить возложенную на нее роль по обеспечению международного мира. Это объясняется тем, что, с одной стороны, Лига, по просьбе ее члена, обладала правом интервенции в конфликт, сторонами которого являлись третьи государства, а с другой, — организация не могла применить санкции к агрессору, пока ни одно из входящих в ее состав государств не обратит внимание Лиги на наличие конфликта.[508]

Еще одним недостатком статьи 11 было отсутствие в ней однозначного определения органа Лиги, управомоченного предпринимать меры по урегулированию конфликта. Логично было бы предположить, что такая обязанность возлагалась на Совет, т.к. необходимость единогласного принятия решений при многочисленном составе Ассамблеи, стала бы непреодолимым препятствием для поиска путей воздействия на агрессора.[509] К тому же положения статьи 11 практически сводили на нет возможность применения военных санкций, ведь теоретически они могли спровоцировать начало новой войны и, следовательно, должны были рассматриваться как угроза существующему миру. Таким образом, чтобы избежать противоречий с положениями статьи 11, Лига должна была использовать против агрессора только экономические санкции.[510]

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что Статут содержал противоречивые положения: разделяя войны на два вида, он вместе с тем требовал от Лиги эффективного предотвращения, а в случае возникновения — прекращения каждой из них.

Сравнительный анализ отдельных положений Статута Лиги Наций и Устава ООН 181

Заключение 205

Список использованных источников и литературы

  • Организационная структура Лиги Наций
  • Краткий анализ положений Статута Лиги Наций
  • Создание механизма коллективной безопасности в рамках Лиги Наций
  • Сравнительный анализ отдельных положений Статута Лиги Наций и Устава ООН

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возникшая в результате Первой мировой войны Лига Наций стала первым опытом создания

межгосударственной организации по поддержанию мира и безопасности. Впоследствии история показала, что опыт этот был далеко неоднозначным, ведь до сих пор деятельность Лиги подвергается критике, а ее успехи по большей части остаются незамеченными. Вместе с тем правильнее было бы утверждать, что идеи, заложенные в ее Статуте, не потерпели краха, напротив, время показало их важность и актуальность для развития международного права. Таким образом, обанкротилась не сама Лига, скорее ее члены не смогли или не захотели объединиться для поддержания международного мира с помощью данной организации.

Основной ошибкой создателей Лиги Наций было видение мира однополярным и целиком принадлежавшим победившим в Первой мировой войне державам.

В связи с этим принимается Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (пакт Бриана-Келлога) 1928 г.

Острой проблемой оставалась необходимость разработки общепринятого определения понятия агрессивной войны. Усилия СССР в этом отношении в определенной степени увенчались успехами, поскольку в 1933 г. но его инициативе была заключена Конвенция об определении агрессии (ее участниками являлись СССР, Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Персия и Афганистан). В соответствии с Конвенцией агрессией являлось любое из следующих действий, к которому прибегнет государство: 1) объявление войны другому государству; 2) вторжение вооруженных сил хотя бы без объявления войны на территорию другого государства; 3) нападение сухопутными, морскими или воздушными силами хотя бы без объявления войны на территорию, суда или на воздушные суда другого государства; 4) морская блокада берегов или портов другого государства; 5) поддержка, оказанная вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства (ст. 2).

Кроме того, государства пытались ограничить средства и способы ведения войн. Так, в 1925 г. принимается Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. В 1922 г.

Помимо этого, в соответствии со статьей 15, Совет не мог заниматься разреше­нием споров, относимых международным правом исключи­тельно к внутренней компетенции государства, а закрепившая доктрину Монро статья 21 фактически указывала на принцип невмешательства в дела целого континента.

Один из старейших принципов международного права — принцип территориальной целостности также не был прямо закреплен в Статуте Лиги Наций. В упоминавшейся выше ста­тье 10 содержалась обязанность уважения и защиты от внешней агрессии территориальной целостности лишь членов Лиги, а не всех государств.

О необходимости добросовестного исполнения обяза­тельств говорится в преамбуле к Статуту, а также в ряде его статей. Так, согласно статье 1, одним из условий включения государства в состав Лиги являлось предоставление действи­тельных гарантий соблюдения взятых на себя международных обязательств. Предусмотренное статьей 8 ограничение наци­ональных вооружений зависело от необходимости исполне­ния международных договоров. Статья 18 была направлена на упразднение тайной дипломатии, поскольку содержала требование обязательной регистрации заключаемых членами Лиги международных договоров. Нельзя обойти вниманием статью 19, допускавшую пересмотр неприменимых догово­ров, а также международных положений, сохранение кото­рых угрожало бы всеобщему миру.

В случае принятия доклада большинством голосов, он носил рекомендательный характер, а обращение к войне уже не считалось нарушением Статута.

По мнению некоторых авторов, еще одним средством мирного разрешения споров должна была стать статья 19, предусматривавшая право Ассамблеи предлагать ревизию международных договоров и положений, ставших неприменимыми и сохранение которых могло бы угрожать всеобщему миру. Статья 19 тесно связана со статьей 11 Статута,[542] однако она была абсолютно независимой и не являлась специальной нормой по отношению к последней. Это объясняется различными целями указанных статей: целью статьи 19 был именно пересмотр международно-правовых положений, которые в силу определенных причин стали неприменимыми, в то время как в абзаце 2 статьи 11 указывается на «любое обстоятельство, влияющее на международные отношения и угрожающее всеобщему миру».

Таким образом, в статье 19 говорилось об объективных правовых нормах, которые стали несовместимы с закрепленными в Статуте Лиги принципами и, как следствие, неприменимыми. В то время, как положения абзаца 2 статьи 11 позволяют достаточно широко толковать слово «обстоятельство» и прийти к выводу, что оно носит субъективный

характер, т.к. под ним понимаются любые мыслимые обстоятельства, способные нарушить всеобщий мир.[543]

Далее, в тексте статьи 19 прямо указывалось на то, что Ассамблея должна была периодически выносить предложения о пересмотре неприменимых международных договоров.

Таким образом, международное право конца XIX — начала ХХ века представляло собой совокупность договорных и обычных норм, созданных по взаимному согласию великих держав. При этом все остальные народы, которым представлялся шанс вступить в сообщество «цивилизованных государств», должны были признать эти нормы, что, по мнению Л.А. Алексидзе, сделало идею христианской цивилизации моральной основой международного права.[454] И хотя на рубеже XIX — XX веков было ярко выражено господство в международных отношениях великих держав, демократические начала международного права играли прогрессивную роль, помогая малым государствам бороться за свои суверенные права.[455]

На сегодняшний день перечень общепризнанных принципов международного права получил формальное закрепление в главе 1 Устава ООН и в некоторых других документах.

Помимо перечисленных в Уставе ООН принципов, ряд ученых приводит в качестве норм jus cogens: запрет геноцида, расовой дискриминации, работорговли, пиратства; принцип постоянного суверенитета над природными ресурсами;[456] принцип гуманности; запрет нарушения прав третьих стран[457] и другие.

Шестаков ему, чтобы получить все черты нормы, был необходим Устав ООН.[551]

Устав ООН требует мирного разрешения международных споров (ст.36) и уполномочивает Совет Безопасности на любой стадии спора рекомендовать «надлежащую процедуру или методы урегулирования». Квалифицировать конфликт, также уполномочен Совет Безопасности ООН, который решает эти вопросы как вопросы существа.

Проведем анализ положений Статута Лиги Наций и Устава ООН, чтобы определить, как опыт Лиги Наций повлиял на развитие принципа мирного разрешения международных споров.

Так, согласно Статуту Лиги, в случае возникновения войны или ее угрозы Генеральный Секретарь должен был созвать заседание Совета по требованию государства-члена Лиги (ст.11). Основаниями для рассмотрения спора в Совете Безопасности является обращение как членов ООН, так и третьих государств (ст.35).

Генеральный Секретарь ООН наделяется правом самостоятельно доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, угрожающие всеобщему миру (ст.99). Генеральная Ассамблея ООН также вправе обращать внимание Совета Безопасности на подобные ситуации (ст.11). Совет Безопасности обладает правом собственной инициативы в расследовании любых ситуаций и споров, способных нарушить всеобщий мир и безопасность (ст.34).

В Статуте Лиги Наций был предусмотрен фиксированный перечень мирных средств разрешения споров (ст.12).

При этом за сторонами конфликта сохранялась возможность обращения к силовым средствам.

14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Главные задачи Лиги Наций

  • построение мира через сотрудничество;

  • гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН.

Военные санкции носили факультативный характер251 и выражались в возможности применения в отношении агрессора военных действий, репрессалий, а также блокады (в том числе и мирной). Исходя из текста абзаца 2 статьи 16, можно прийти к выводу, что только Совет был вправе внести на рассмотрение членов Лиги предложение о применении военных санкций. Отметим, что решение в данном случае должно было быть принято единогласно всеми членами Совета, за исключением голосов сторон спора (ст.5). Содержавшееся в статье 16 словосочетание «Совет обязан предложить…» указывало на то, что Совет мог давать лишь рекомендации относительно средств осуществления военных санкций. Вопрос о том применять ли указанные санкции в конкретном случае или нет, решался каждым членом Лиги самостоятельно.

С применением военных санкций тесно связано право свободного прохода через территорию государства-члена Лиги союзных сил с целью защиты обязательств Лиги (абз.4 ст.16). Уже из текста Статута становится понятно, что указанное право могло быть осуществлено лишь в случае признания членом Лиги государства, в отношении которого планируется применение санкций, агрессором. Здесь же отметим, что обязанность предоставления территории для беспрепятственного прохода распространялась только на объединенные вооруженные силы, собранные в соответствии с рекомендациями Совета.

Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным.

К тому же, допускалось раз­решение споров, связанных с защитой прав нацменьшинств в Постоянной палате международного правосудия.

В Статуте Лиги ничего не говорилось о праве наций на са­моопределение, однако уже известная статья 10 Статута закре­пляла косвенный запрет на вмешательство Лиги во внутренние дела ее членов, допуская мирное изменение существовавших тогда государственных границ. К тому же в рамках Лиги На­ций была создана система мандатов, которая, несмотря на ее неоднозначную оценку, признавала временный характер управления подопечными территориями, с возможностью приобретения ими независимости мирным путем. Более того, факт публичного обсуждения в Лиге Наций колониаль­ных проблем сам по себе стал определенным сигналом на из­менение положения народов подопечных территорий.

Конечно же одной из основных целей создания Лиги На­ций было укрепление и развитие международного сотрудни­чества государств в различных сферах — в области ограничения вооружений (ст. 8) и поддержания международного мира и безопасности (ст. 10-13, 15, 16), а также в социально-экономи­ческой и гуманитарной сферах (ст. 23-25). Здесь примечатель­ным является тот факт, что несмотря на декларативный харак­тер статей, посвященных неполитическому сотрудничеству государств, именно в этой сфере Лиге удалось добиться наи­более значимых результатов, нежели в вопросах обеспечения коллективной безопасности.

При этом наибольшей конкретизации получили именно вопросы поддержания всеобщего мира, в то время как решению социально-экономических задач было посвящено только три статьи Статута (ст.23-25). Проведенное нами исследование, позволило прийти к выводу, что несмотря на программный характер этих статей, а также на отсутствие специального органа, координировавшего деятельность государств в неполитической сфере, Лиге Наций удалось перенести взаимодействие стран в указанных областях на качественно новый уровень.

Принцип сотрудничества государств нашел закрепление и в Уставе ООН (п.3 ст.1), согласно которой, целью организации является международное сотрудничество в решении экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем, а также в развитии уважения к правам человека. Учитывая опыт Лиги, в текст Устава ООН было включено две главы, посвященные неполитическому сотрудничеству, а также было принято решение по созданию в качестве одного из главных органов ООН – Экономического и Социального Совета (далее – ЭКОСОС), координирующего деятельность специализированных учреждений данной организации.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *