БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Многоканальная бесплатная горячая линия

Москва и МО +7 (499) 110-35-21
С-Петербург и ЛО +7 (812) 334-11-75
Бесплатный звонок по России

Конституционный статус варшавы

конституционный статус варшавы

Они обязательны только на территории деятельности издавших их органов.

В основе свобод, прав и обязанностей человека и гражданина в Республике Польша лежат: естественный характер, неотъемлемость и нерушимость человеческого достоинства как источник свобод и прав человека и гражданина; правовая охрана прав и свобод каждого; уважение каждым прав и свобод других лиц; недопустимость принуждения кого бы то ни было «делать то, к чему право его не обязывает»; исключительный характер ограничений в пользовании конституционными свободами и правами; принцип юридического равенства, означающий «равенство всех перед законом» и «право на равное обращение со стороны публичных властей». Данная формулировка предпочтительнее, чем российская «все равны перед законом и судом», ибо провозглашает равенство перед всеми органами государственной власти и местного самоуправления, а не только перед органами правосудия.

Равноправие мужчин и женщин понимается как обладание ими одинаковыми правами «в семейной, политической, социальной и экономической жизни». Данная формулировка также предпочтительнее с семантической и технико-юридической точки зрения, так как не нуждается в ограничительном толковании подобно содержанию ч. 3 ст.

Данное положение стало менее прогрессивным, чем Варшавская конфедерация XVI века, и откровенным образом включало Польшу в сферу влияния католицизма[71]. Статья II подтверждала многие старые шляхетские привилегии; там же отмечалось, что все дворяне обладают равными правами, должны располагать личной безопасностью и правом на собственность[72]. В статье III заявлялось, что Акт о вольных королевских городах — неотъемлемая часть Конституции.

Важноimportant
Личная безопасность — neminem captivabimus, польский аналог habeas corpus — распространялась на всех горожан, в том числе и на евреев. Кроме того, мещане получали право приобретать землю в собственность и занимать военные и гражданские должности. За ними были зарезервированы места в сейме и исполнительных комиссиях по делам казны, полиции и судебной власти[4][61].

Наконец, была упрощена процедура получения дворянского титула городскими жителями[73].

Поскольку в стране насчитывалось около полумиллиона горожан, распределение власти стало более равномерным. Менее политически активным слоям общества, например, евреям или крестьянам, Конституция не давала почти ничего[54][71][72][74]. Хотя статья IV помещала крестьянство под защиту национальных законов, деревенские жители по-прежнему обладали незначительными правами.
Конституция не содержала положений об отмене крепостного права, продолжив тем самым угнетение наиболее многочисленного сословия Речи Посполитой[72][74][75][прим. 11].

Инфоinfo
Поэтому закрепляется обязанность Республики Польша обеспечивать свободы и права человека и гражданина, безопасность граждан, охрану окружающей среды, национального наследия, создавать условия для распространения благ культуры как источника самобытности, существования и развития польской нации, и для равного доступа к ним. Указывается на оказание Польшей помощи живущим за границей полякам в сохранении связей с национальным культурным наследием.

В нескольких статьях закрепляется принцип народного суверенитета (народовластия), хотя вместо термина «народ» используется термин «нация» в этатическом (государственно-политическом) смысле. Провозглашается принадлежность верховной власти нации, осуществляющей ее через своих представителей или непосредственно.

В польской конституции непосредственного не закреплен принцип государственного суверенитета, хотя о суверенном характере польской государственности свидетельствуют провозглашение охраны Польшей собственной независимости и нерушимости своей территории; положения о вооруженных силах как о военном средстве охраны независимости и безопасности государства; об официальном статусе польского языка.


Особо отмечается необходимость ратификации международных договоров.

О провозглашении правового характера польской государственности свидетельствует обязывание органов публичной власти действовать на основе и в границах права.

Вниманиеattention
Тем не менее, акт получил существенную поддержку среднего дворянства; большая часть провинциальных сеймиков, обсуждавших документ в 1791 году и начале 1792 года, также поддержали Конституцию[67].

Содержание[править | править код]

Конституция стала одним из документов, отразивших в себе влияние Эпохи Просвещения, в особенности — теорию общественного договора Руссо и идеи Монтескьё о разделении властей и двухпалатном парламенте[4][27][40][68][69]. Согласно статье V, созданное правительство должно было гарантировать, что «целостность государств, гражданская свобода и общественный порядок всегда будут находиться в равновесии»[27][68][69]. Польско-американский историк Яцек Ендрух отмечал, что с либеральной точки зрения Конституция немного уступает французской, опережает канадскую, прусскую же оставляет далеко позади, однако состязаться с американской не может[60].


Король говорил, что Конституция «была принципиально основана на [конституциях] Англии и Соединённых Штатов Америки, однако избежала их недостатков и ошибок и адаптировала [их] к частным обстоятельствам страны настолько, насколько это возможно»[70][прим. 9]. Политолог Джордж Сэнфорд писал, что документ формировал «конституционную монархию, близкую к английской модели того времени»[27][прим. 10].

Статья I Конституции утверждала римско-католическую веру в качестве «доминирующей религии», гарантируя при этом терпимость и свободу для всех конфессий[27][56].

Только 29 апреля 1985 года в результате компромисса, достигнутого с большим трудом был учреждён Конституционный трибунал, деятельность которого в тот момент сильно зависела от Сейма, поскольку последний имел возможность отменять любое его решение[2].

С принятием в 1997 году новой Конституции Польши деятельность Конституционного трибунала осуществляется без каких-либо ограничений и основана на абсолютной самостоятельности и независимости.

Полномочия

Конституционный трибунал принимает решения по вопросам:

  • соответствия Конституции законодательных и иных актов, а также международных соглашений (проверка осуществляется по запросам и конституционным жалобам);
  • разрешение споров о компетенции между центральными конституционными органами государства;
  • соответствия Конституции целей или деятельности политических партий;
  • установление факта о наличии препятствий исполнения должности Президентом Республики.

Конституционный трибунал не наделён полномочиями по разрешению споров между государством и административными единицами. Трибунал не принимает решения о действительности выборов и референдумов, так как это находится в компетенции Верховного суда, также он не рассматривает дела об ответственности лиц, занимающих высшие государственные должности — такие дела входят в компетенцию Государственного трибунала.

Польская Республика заботится о всестороннем развитии науки, литературы, искусства, особой заботой окружает творческую интеллигенцию (ст. 72-77).

Современные материальные и юридические гарантии не обеспечивают в полной мере реализацию этой группы прав граждан.

Политические права и свободы как коллективные, так и индивидуальные, отражены в конституции довольно кратко. К ним относятся избирательные права (ст. 95-99; 100), право на объединение (ст. 84-85), право на участие в осуществлении общественного контроля, в консультациях и дискуссиях по узловым проблемам развития страны и право на внесение предложений (ст. 86).

Как отмечалось ранее, за последнее десятилетие эти конституционные нормы нашли свое развитие в текущем законодательстве. Законы о политических партиях, о средствах массовой информации и др.
предусматривают демократический порядок осуществления политических прав и свобод, содержат гарантии свободы слова, печати, права граждан на объединение.

Личные права и свободы: свобода совести и вероисповедания (ст. 82), личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайна переписки (ст. 87) закрепляются в польской конституции в традиционном для социалистических государств порядке.

Огромное значение для осуществления личных прав польских граждан имеют принятые в мае 1989 г.

Введение конституции в Польше было обусловлено нахождением страны в глубочайшем упадническом состоянии из-за шляхетской демократии, внутренних разногласий, нестабильности, непрекращающихся войн.

Первая конституция Польши

Приступивший к работе в 1788 году Чрезвычайный сейм состоял из двух противоположно настроенных партий: первая из них, патриотическая, настаивала на принятии нормативных актов для поднятия страны с колен, а вторая, старошляхетская, наоборот, не поддерживала никакие новшества и придерживалась мнения, что грядущие реформы принесут сплошной вред. Через два года правления сейма срок его действия был продлен, а количество приверженцев патриотической партии увеличилось в несколько раз.

Целиком основываясь на поддержке патриотов, на одном из очередных собраний хитростью была принята Конституция Польши 1791 года. Большинство оппозиционеров в этот день отсутствовали на рабочих местах из-за каникул, поэтому не смогли участвовать в обсуждении документа и высказать возражения против его принятия.
Через два дня небольшая часть депутатов подала протест, но он был отвергнут Конституционной Депутацией.

Верховное место в его системе («верховное право») занимает Конституция, обладающая непосредственным действием, если иное не постановлено в самой Конституции, и обязательные для Республики международные правовые акты.

Организация и деятельность государственных органов Польши основаны на «разделении и равновесии законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти». Такая формулировка более удачна, чем просто «разделение властей», поскольку создает своеобразную конституционную гарантию от неправомерного доминирования органов одной из сфер государственно-властной деятельности и узурпации ими всей полноты государственной власти.

В отличие от Конституции Российской Федерации, в Конституции Польши нет термина «политическое многообразие». Это оправданно, ибо при буквальном переводе слова «политический» с греческого языка на русский данная формулировка означает «многовластие». Ее использование противоречит принципу государственного суверенитета, неотъемлемым элементом которого является единство государства в выражении властной воли или единство государственной власти. Все это вносит терминологическую путаницу, требует дополнительного ограничительного толкования конституционного текста.

Польская конституция непосредственно закрепляет принцип свободы создания и деятельности политических партий и иных общественных объединений.

В 1915 году Царство польское было оккупировано Германией, российские войска ушли с его территории, а через полгода вышла в свет декларация, по которой Польша находилась под германским протекторатом вплоть до 1918 года, пока немцы и австрийцы не потерпели поражение, оккупационное правительство не было свергнуто, и была восстановлена полная независимость польского государства.

Конституция Польши 1921 года

Следующая Конституция Польши 1921 года (другое название «мартовская») принята после окончания советско-польской войны под влиянием демократического движения в марте 1921-го.

Документ был утвержден сеймом и содержал нижеперечисленные положения:

  • Форма государственного правления – республиканский строй.
  • Национальное собрание состояло из сейма и сената.
  • Сейм закреплялся на особой позиции из-за сложной процедуры роспуска до окончания срока действия, утверждал и имел право смены правительства и отдельных министров. Жителям, достигшим двадцати одного года, предоставлялось право быть избранным в сейм, тридцати лет – в сенат. Отсутствовал избирательный голос у военнослужащих.
  • Президент избирался сенатом национального собрания на срок до семи лет, осуществлял исполнительную власть, выдвигал на должности министров и премьера, был представителем страны в международных переговорах.

Акт уравнял в некоторых политических правах дворян и горожан, а также провозгласил опеку государства над крестьянами, смягчив тем самым гнёт крепостничества. Конституция налагала запрет на действие некоторых парламентских институтов, подрывавших работу законодателей. Так, было упразднено право liberum veto, позволявшее любому депутату завершить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выразив несогласие.

Соседи Речи Посполитой восприняли принятие Конституции с враждебностью. Прусский король Фридрих Вильгельм II расторг соглашение об альянсе с польско-литовским государством, после чего Речь Посполитая оказалась в состоянии войны с Российской империей Екатерины II и Тарговицкой конфедерацией, объединявшей выступавших против Конституции магнатов и безземельных дворян. В итоге король, ставший главным соавтором акта, потерпел поражение и капитулировал.

Таким образом, Конституция имела юридическую силу менее 19 месяцев.

23 ноября 1793 года её действие аннулировал Гродненский сейм. К 1795 году Речь Посполитая, претерпевшая Второй и Третий разделы, прекратила существование как независимое государство. На протяжении следующих 123 лет сторонники Конституции видели в ней образец успешных внутренних реформ и надежду на восстановление независимой Польши. По словам двух соавторов акта, Игнация Потоцкого и Гуго Коллонтая, Конституция была «последней волей и завещанием угасающей Отчизны».

Соблюдение этих законов, а также прав «религиозной оппозиции» лично гарантировалось Екатериной II — это стало первым случаем вмешательства России в конституционный строй Речи Посполитой[28].

В 1767 году в ходе заседаний сейма Репнин открыто пренебрегал мнением несогласных; по его приказу были заточены такие деятели, как Каетан Солтык, Юзеф Анджей Залуский, Вацлав Пётр Ржевуский и Северин Ржевуский — все они были противниками внешнего вмешательства в дела государства и, следовательно, отвергали происходившие тогда конституционные процессы[29]. Тем временем Речь Посполитая как юридически, так и фактически стала протекторатом Российской империи[30]. При этом часть проведённых реформ — например, наделение правами религиозных меньшинств — оказалась для государства полезной. Всё более популярной становилась мысль о необходимости продолжения изменений[26][29].

Молчаливое согласие Станислава II Августа с российской интервенцией вызвало недовольство ряда влиятельных фигур. 29 февраля 1768 года группа магнатов, в том числе Юзеф Пулавский и его сын Казимир, поклялись противостоять российскому влиянию, объявили короля лакеем России и Екатерины и сформировали конфедерацию в городке Бар[29][31][32]. Барская конфедерация ставила своей целью ограничение иностранного вмешательства и, являясь прокатолической, выступала по большей части против религиозной терпимости[31].

Конституция Польши возлагает на своих граждан обязанность соблюдать предписания основного закона и других законов, дисциплину труда, уважать принципы социального общежития, добросовестно выполнять обязанности перед государством (ст. 90).

Защита РОДИНЫ признается священным долгом каждого гражданина, а воинская служба является почетной обязанностью граждан республики (ст. 92).

В 1988 г.

Инициаторами изменений выступали различные известные деятели того времени, однако их старания не нашли поддержки в сложившейся ситуации.

Сменяющие друг друга короли, являющиеся представителями иностранных династий, не имели права передать трон по наследству, увеличивать налоговую базу, объявлять войны без созыва сейма, поэтому пытались удержать в своих руках власть устрашениями и силой, что создавало конфликты их сторонников и противников. Оппозиционеры выступали в форме временных политических союзов – конфедераций, поддерживаемых дворянским сословием. Появление термина «польская анархия» полностью связано с переходом власти к магнатам и законодательным собраниям в провинциях.

Станислав Август Понятовский оказался последним выбранным монархом Речи Посполитой.

Польша на тот момент являлась одной из наиболее развитых европейских стран. Однако слабость государственного аппарата и отсутствие проведения своевременных реформ сформировали смутное время, когда для дальнейшего развития и процветания необходимо было зарегламентировать основы главенствующих систем, таких как экономическая, политическая, правовая.

Данный документ регламентировал несколько важных городских вопросов и наделил горожан новыми правами, среди которых были и избирательные[59][60]. Если большинство сейма представляло знать и духовенство, реформаторы поддерживались именно городскими жителями. Ещё в 1789 году горожане организовали «Чёрную процессию», требуя предоставления полных избирательных прав буржуазии[58].

Акт о вольных королевских городах стал уступкой сейма горожанам: парламентарии опасались, что городская оппозиция, подобно французской, сделает протест насильственным[61].

Проект Конституции был составлен самим королём при участии Игнацы Потоцкого, Гуго Коллонтая и других деятелей[27][43]. Принято считать, что король стал автором основных положений, Коллонтай же придал акту окончательный вид[43][53]. Станислав II Август хотел, чтобы государство стало конституционной монархией с характерными чертами британской модели — сильным центральным правительством, которое опиралось бы на сильного монарха[53].

Потоцкий желал видеть сильнейшей ветвью власти законодательную — сейм. Коллонтай же мечтал о «нежной», ненасильственной революции, которая предоставит электоральные права всем сословиям[53].

Предложенные изменения были отрицательно восприняты консерваторами, в частности, Гетманской партией[42][62]. Испытывая угрозу насилия со стороны оппонентов, сторонники проекта Конституции начали обсуждать акт на два дня раньше, когда их противники находились на пасхальных каникулах[63].

В случае угасания королевской династии новую должен был выбрать «Народ»[83]. Король занимал трон «по благодати Божией и воле Народной»[прим. 23], и «всякая власть его происходила от воли Народа[27][75][прим. 24]. Институт pacta conventa был сохранён[84]. После смерти Станислава II Августа польский трон должен был стать наследственным и перейти к Фридриху Августу I из рода Веттинов — именно ему принадлежали двое предшественников Понятовского[60][84]. Данное решение зависело от согласия самого Фридриха Августа, однако он отклонил предложение, сделанное ему Адамом Чарторыйским[60][прим. 25].

Рассматриваемая в статье VIII судебная система была отделена от двух других ветвей власти[75][84]. Одним из основных её принципов должна была стать выборность судей[75]. Суды первой инстанции действовали в каждом воеводстве и работали непрерывно[75]. Состав работавших в них судей определялся региональными сеймиками[80]. В провинциях были созданы апелляционные трибуналы, унаследовавшие некоторые традиции Коронного трибунала и Трибунала ВКЛ[75]. Сеймовые судьи определялись парламентом из числа депутатов; в наши дни институциональными преемником Сеймового суда является Государственный трибунал Польши[75][84]. Дела крестьянства рассматривались в референдарных судах, созданных в каждой провинции[84].

Екатерина II вскоре после окончания войны настояла на принудительном присоединении короля к Тарговицкой конфедерации.

К большому сожалению лидеров реформаторов, не принявших сложившийся исход событий и провозглашенных предателями, страну настиг второй раздел территорий в пользу России и Пруссии. Благодаря решению Гродненского сейма, созыв которого был основан исключительно на угрозах, Речь Посполитая существенно сократилась в размерах, а ее границы и остатки армии непрерывно контролировались российскими гарнизонами. Восстания несогласных подавлялись вплоть до последнего раздела страны в 1795 году.

Дарование конституции Польше

Общеевропейская конференция, именуемая Венский конгресс, после окончания войны с наполеоновской Францией, отписала большую территорию Польши в пользу России, впоследствии названную Царство Польское. Для получения поддержки и одобрения присоединённых народов Александр 1 обнародовал правоустанавливающий документ и назначил наместника.

Конституция Польши 1815 года по принципу Российской империи навязывала стране модель наследственной монархии.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *